Верхнемамонская школа-интернат
  • +7 (47355) 5-82-11
Верхний Мамон, Василевского ул, 47

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы КОУ ВО «Верхнемамонская  школа-интернат  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом, психическом, умственном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой в освоении минимума образовательной программы, общеучебных знаний, умений и навыков, которые им потребуются для социальной адаптации.


Программа коррекционной работы обеспечивает:

• выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и осуществление индивидуально ориентированной психологической медико-педагогической помощи таким детям;

• возможность освоения детьми с ОВЗ образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Программа коррекционной работы содержит:

• перечень, содержание и план реализации индивидуально oриентированных коррекционных мероприятий;

• систему комплексного психолого-медико-педагогического coпровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, а также описание специальных условий обучения и воспитания таких детей

• механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей и других специалистов в области коррекционной педагогики;

• планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-деятельностный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребёнка, способствующее достижению обучающимися с ОВЗ минимума знаний, умений и навыков.

Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к образовательной программе, может уточняться и корректироваться.

Предметом проектирования Программы коррекционной paботы является создание комплекса условий (средств, механизмов) для повышения эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ. К числу основных условий относятся:

— введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;

— интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы;

— разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, обучающе-образовательных, koррекционных, реабилитационных);

— объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с ОВЗ

— расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных и правовых услуг детям и родителям;

— развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок—родитель—медицинские работники.

Практическая работа по реализации Программы коррекцион­ной работы предполагает: повышение уровня медико-психолого-педагогической компетентности психологов, педагогов, родителей; разработку новых педагогических технологий, учитывающих осо­бенности детей с ОВЗ; координацию деятельности медицинских и образовательных учреждений по осуществлению комплексно­го медико-психолого-педагогического сопровождения. Програм­ма коррекционной работы обеспечивает педагогам возможность оптимального применения методов и приемов коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуально-типологических особенностей детей.

Теоретико-методологической основой Программы коррекцион­ной работы является взаимосвязь трех подходов:

• нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;

• комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;

• междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой — интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процес­са (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).

 

Структура и содержание Программы коррекционной работы

Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, ле­чебно-профилактический, социально-педагогический.

Концептуальный модуль раскрывает сущность медико-психолого-педагогического сопровождения, его цели, задачи, со­держание и формы соорганизации субъектов сопровождения.

Диагностико-консультативный модуль включает в себя программы изучения ребенка различными специалистами (педаго­гами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и консультативную деятельность.

Коррекционно-развивающий модуль на основе диагности­ческих данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.

Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществле­ние индивидуальных лечебно-профилактических действий.

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.

    

Концептуальный модуль

В Программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результа­том которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровожде­ния ребенка в образовательном учреждении являются: рекоменда­тельный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопрово­ждения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопро­вождения.

Основная цель сопровождения — оказание помощи в реше­нии проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образо­вательного маршрута; преодоление затруднений в учебе; решение личностных проблем развития ребенка; формирование здорового образа жизни.

Организационно-управленческой формой сопровождения яв­ляется медико-психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи: защита прав и интересов ребенка; массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих вни­мания специалистов; консультирование всех участников образова­тельного процесса.

 

Диагностико-консультативный модуль

В данном модуле разрабатывается программа изучения ре­бенка различными специалистами . Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков;

выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведе­ния в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых резуль­татов, он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, психоневрологу).

В содержание исследования ребенка психологом входит сле­дующее:

1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно по­лучить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необхо­димо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родите­лями, педагогами или самими детьми.

2. Изучение истории развития ребенка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятель­ства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутри­утробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследствен­ность (психические заболевания или некоторые конституцио­нальные черты), семья, среда, в которой живет ребенок (соци­ально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).

3. Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

4. Непосредственное обследование ребенка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития ребенка.

6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного об­следования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повтор­ные обследования.

7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Со­ставление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направле­ния в работе с ребенком. Для одних детей на первый план вы­ступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные за­нятия по развитию моторики и т. д.

Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицин­ским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие.

Составляется комплексный план оказания ребёнку медико-

психолого-педагогической помощи с указанием этапов методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий

 

Таблица №1

Изучение ребёнка

Содержание работы

Где и кем выполняется

Медицинское

Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребёнка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние обучающегося. Изменения в физическом развитии (рост, вес и т.д.); нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения); утомляемость; состояние анализаторов.

Школьный медицинский работник, педагог. Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. (педагог). Обследование ребёнка врачом. Беседа врача с родителями

Психолого-логопедическое

Обследование актуального уровня психического и речевого развития. Определение зоны ближайшего развития. Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объём, работоспособность. Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное. Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности; моторика речь.

Наблюдение за ребёнком на занятиях и во внеурочное время (учитель). Специальный эксперимент (психолог). Беседы с ребёнком, с родителями. Наблюдения за речью ребёнка на занятиях и в свободное время. Изучение письменных работ (учитель). Специальный эксперимент (логопед).

Социально- педагогическое

Семья ребёнка: состав семьи, условия воспитания. Умение учиться: организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль . Трудности в овладении новым материалом. Мотивы учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя. Эмоционально-волевая сфера: преобладание настроения ребёнка; наличие аффективных вспышек; способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма. Особенности личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения; наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома; взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Уровень притязаний и самооценка.

Наблюдения во время занятий, изучение работ ученика (педагог). Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель).

 

Беседа с родителями и учителями предметниками.

 

Специальный эксперимент (педагог, психолог).

  

Анкета для родителей и учителей.

  

Наблюдения за ребёнком в различных видах деятельности.

 

Коррекционно-развивающий модуль

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

• наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

• поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администраци­ей школы, родителями;

• составление психолого-педагогической характеристики уча­щегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспе­риментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учёбы, основные виды трудностей при обучении ребёнка;

• составление индивидуального маршрута сопровождения уча­щегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направ­ления коррекционной работы;

• контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;

• формирование такого микроклимата в классе, который спо­собствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;

• ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.);

? • организация внеурочной деятельности, направленной на раз­витие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

— формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

— обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, раз­витие умений сравнивать, сопоставлять;

— побуждение к речевой деятельности, осуществление контро­ля речевой деятельности детей;

— установление взаимосвязи между воспринимаемым предме­том, его словесным обозначением и практическим действием;

— использование более медленного темпа обучения, много­кратного возвращения к изученному материалу;

— максимальное использование сохранных анализаторов ре­бенка;

— разделение деятельности на отдельные составные части, эле­менты, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

— использование упражнений, направленных на развитие вни­мания, памяти, восприятия.

Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ явля­ется организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характер­ных для учащихся с ОВЗ.

Цель коррекционно-развивающих занятий — коррекция недо­статков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

• создание условий для развития сохранных функций;

• формирование положительной мотивации к обучению;

• повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

• коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов во­левой регуляции в процессе осуществления заданной деятельно­сти;

• воспитание умения общаться, развитие коммуникативных на­выков.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.

Принцип системности коррекиионных (исправление или сгла­живание отклонений и нарушений развития, преодоление трудно­стей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обога­щение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.

1. Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого за­ключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).

2. Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику про­ведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наме­тить программу оптимизации в пределах психофизических особен­ностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо пре­пятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, рас­крытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет под­держивать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся разви­вался навык переноса обработки информации, следовательно — механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали бла­гоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положитель­ные эмоции.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере вы­явления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекцион­ные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное в таблице №2 количество недель­ных часов (3 часа), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответ­ствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведут­ся индивидуально или в небольших группах (из двух-трех обучаю­щихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых не­достатков.

Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Учащиеся, удовлетворительно усваиваю­щие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивиду­альным занятиям не привлекаются, помощь оказывается учени­кам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периоди­чески на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия прово­дит учитель во внеурочное время. Во время индивидуальных за­нятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог, либо дети находятся на занятиях по внеурочной деятель­ности. Коррекционная работа осуществляется в рамках целост­ного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы индивидуальных и групповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ре­бенка.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррек­ционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное пе­реживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В даль­нейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекцион­ной работы. Дети, успешно справляющиеся с программой, осво­бождаются от посещения коррекционно-развивающих занятий.

По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и об­учении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной ра­боты в последующие годы обучения.

   

Лечебно-профилактический модуль

Модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом дня, питанием ре­бенка. Проведение индивидуальных лечебно-профилактических действий в зависимости от нарушения (медикаментозное лече­ние по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, соблюдение ре­жима дня, мероприятия по физическому и психическому зака­ливанию, специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, особые приемы психотерапевтиче­ской работы при прослушивании сказок, рисовании, использо­вание здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеуроч­ной деятельности).

 

Социально-педагогический модуль

1. Программы повышения профессиональной компетентности педагогов. Педагог должен быть знаком с особенностями раз­вития данной неоднородной группы детей. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем, грамотно поставить вопрос перед психологами-консультантами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей-предметников и родителей, вести коррекцион­ные занятия с учениками, имеющими нарушения. Педагог под руководством психолога может провести диагностику, используя несложные методики. Подготовка педагогов возможна на курсах повышения квалификации, на семинарах-практикумах, курсах пе­реподготовки по направлению «Коррекционная педагогика в на­чальном образовании».

2. Психотерапевтическая работа с семьей. Цель — повышение уровня родительской компетентности и активизация роли роди­телей в воспитании и обучении ребенка. Проводится на инди­видуальных консультациях специалистами, на родительских со­браниях.

Реализация индивидуального образовательного маршрута тре­бует постоянного отслеживания направления развития детей, что делает необходимым разработку системы начальной, текущей и итоговой диагностики по годам обучения.

 

Этапы реализации Программы коррекционной работы

Реализация программы осуществляется в четыре этапа: концеп­туальный, проектный, технологический, заключительный.

Первый этап — концептуальный — направлен на раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, совместное обсуж­дение с педагогами школы предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий и функциональных обязанностей. В процессе формирования об­щих целей, задач, мотивов и смыслов формируется коллектив участников проекта (учителя начальных классов, психологи, медицинские работники, педагоги-дефектологи). Коллектив­ный субъект осваивает позиции теоретика, методолога и об­суждает основания проектирования Программы коррекционной работы.

Второй этап — проектный — включает в себя: подготовку учи­телей к участию в реализации Программы коррекционной рабо­ты и знакомство с комплектом документов, входящих в струк­туру программы. Это: карта медико-психолого-педагогического сопровождения детей, диагностическая карта школьных трудно­стей, индивидуальный образовательный маршрут, дневник на­блюдений.

Основной ресурс для реализации программы — человеческий (наличие специалистов, готовых работать с ребенком, испыты­вающим трудности в обучении). Субъекты, осуществляющие сопровождение ребенка, в ходе проектного этапа эксперимента реализуют несколько профессиональных позиций — диагности­ческую, проектную, аналитическую, последовательное прохож­дение которых обеспечивает разработку проекта программы кор­рекционной работы.

  

Направления и задачи коррекционной работы

 

Направление

Задачи

исследовательской

работы

Содержание и формы работы

Ожидаемые результаты

Диагности­ческое

Повышение компе­тентности педагогов; диагностика школь­ных трудностей обу­чающихся; дифференциация детей по уровню и типу их психического развития

Реализация спец­курса для педаго­гов;

изучение инди­видуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики; анкетирование, бе­седа, тестирование, наблюдение

Характеристика обра­зовательной ситуации в школе;

диагностические пор­треты детей (карты медико-психолого-педагогической диа­гностики, диагности­ческие карты школь­ных трудностей); характеристика диф­ференцированных групп учащихся

Проектное

Проектирование

образовательных

маршрутов на основе

данных диагностиче-

ского исследования

Консультиро-

вание учителей

при разработке

индивидуальных

образовательных маршрутов сопро­вождения и кор­рекции

Индивидуальные кар-

ты медико-психолого-

педагогического со-

провождения ребенка

с ОВЗ

Аналитическое

Обсуждение воз-

можных вариантов

решения проблемы;

построение прогно­зов эффективности программ коррекци­онной работы

Медико-

психолого-

педагогический

консилиум

План заседаний

медико-психолого-

педагогического кон-

силиума школы

 

На третьем этапе — технологическом осуществляется практи­ческая реализация Программы коррекционной работы. На основе индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагно­стики и карт медико-психолого-педагогического сопровождения определяются функции и содержание деятельности учителей на­чальных классов, родителей, психолога, учителя физкультуры, дефектолога, логопеда, медицинских работников.

Например, учителя за счет часов внеурочной деятельности проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, мыш­ления, используя упражнения из УМК «Школа 2100»

Психолог в процессе индивидуальных и групповых занятий для коррекции когнитивной сферы, эмоционально-личностного раз­вития ребенка, регуляции собственных действий использует сле­дующие приемы: создание положительного эмоционального фона, заслуженное поощрение, организующая помощь, наращивание темпа деятельности на доступном материале, привитие навыков самоконтроля. Учитель физкультуры обеспечивает коррекцию фи­зического развития и пространственной ориентации, проводит за­нятия лечебной физкультуры. Медицинская сестра осуществляет профилактику соматического состояния, коррекцию учебных и физических нагрузок, контролирует выполнение медицинских ре­комендаций. В соответствии с индивидуальными картами медико-психолого-педагогического сопровождения специальные виды коррекционной деятельности осуществляют другие субъекты образовательного процесса.

Четвертый этап — заключительный (аналитико-обобшающий) включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ резуль­татов коррекционной работы, рефлексию.

Результатом коррекционной работы является достижение ре­бенком с ОВЗ планируемых результатов освоения Образователь­ной программы.